Великий древнегреческий философ Аристотель не только оставил свой след во многих областях науки, но и заложил основы некоторых новых научных дисциплин. Одним из самых значительных достижений Аристотеля стало определение этики.
Главным его этическим сочинением стал труд «Никомахова этика», которая стала своеобразным энциклопедическим сборником, включающим описание нравов рабовладельческого строя.
Аристотель исследовал этические добродетели – те, которые относились к особенностям характера человека, его этоса. Он различал также дианоэтические добродетели, то есть мыслительные добродетели разума. Исходя их этого положения, Аристотель назвал науку, которая исследует характеры, нравы людей, этические добродетели и их участие в достижении счастья, этикой.
Кключевым положением учения Аристотеля стало изучение блага, счастья, согласно которому любые действия предпринимаются для той или иной цели, а цель, ради которой выполняется данное действие, и становится счастьем. Реальное разнообразие счастья не может иметь общего знаменателя, общей идеи. Аристотель говорил, что все существующее стремится не к единому благу, а каждое стремится к своему собственному. Разные идеи, которые соответствуют разным типам деятельности, организуются по иерархическому принципу. Общие и важные цели включают в свое подчинение менее важные и общие цели. Ключевой целью становится цель, занимающая верхнюю позицию в иерархической структуре, она и будет считаться высшим благом. Любые другие цели подчиняются высшей цели, являясь для нею средствами. А высшее счастье – это Цель целей.
По Аристотелю, высшее благо называется евдемонией, блаженством, что стало для него аксиомой и очевидным началом этики. Высшее благо, блаженство, счастье является завершенным и самодостаточным явлением, это не просто сложение всех имеющихся благ, а то, что делает нашу жизнь желанной. Счастье по Аристотелю нельзя измерить с позиций «больше-меньше», оно соотносится с состоянием самоудовлетворенности. Каждый человек стремится к этому ради него самого. Счастье не может являться предметом для похвалы, так как похвала предполагает оценивание с позиции более высоких критериев, а блаженство заслуживает безусловного уважения. Счастью не нужны оправдания в других проявлениях, свою награду оно несет в себе самом.
Аристотель снял с понятия счастья оттенок мистификации, что раньше связывали с проявлением доброй воли божественных сущностей, добрых гениев. Аристотель считает счастье полноценным фактом в жизни человека, причем этот факт полностью обусловлен самим индивидуумом. Аристотель отождествляет счастье со свободным расцветом внутренних возможностей человека, и оно будет полнее, когда менее обусловлено внешними факторами, независящими от человека. Поэтому для того, чтобы достичь счастливой жизни нужно воспитать в себе все добродетели, то есть стремиться жить и действовать в соответствии со здравым смыслом. При этом одного индивидуального человеческого стремления мало, нужно действовать в совокупности с обществом, добиваясь распространения блага повсеместно путем действий.