Единый портал для греков и филэллинов.

«ГРЕЧЕСКОЕ НАСТРОЕНИЕ В ТВОРЧЕСТВЕ НИНЫ ИОАННИДИ».

Нина Иоанниди, художник, студентка магистратуры Художественно-графического факультета Кубанского Государственного Университета. В ее копилке достижений победы и участие в самых разных конкурсах и мероприятиях. Лауреат региональных художественных конкурсов, обладатель призовых мест на Международной выставке-конкурсе «ART WWEEK», лауреат международного конкурса «Мир без границ», участник фестиваля «Античное наследие России» на Кубани, Нина активно работает над созданием собственного почерка и стиля в изобразительном искусстве.

Культура обширной греческой ойкумены, такая пестрая и многогранная во всех своих проявлениях, стала источником вдохновения для молодой художницы Иоанниди Нины. В графических и живописных работах Нины нашли отражение разные периоды истории ее народа. Античный мир древних эллинов, когда-то вырвавшись за балканские переделы, щедро раскидал драгоценные камни и песчинки своей культуры по всему свету. Греческой ойкумене, возникшей в эпоху эллинизма на обширной территории далеко за пределами исторической родины, суждено было не только влиять на окружающую действительность и формировать ее, но и впитывать извне то, что помогало обретать ей новые формы. Символы, персонажи и собирательные образы, созданные молодой художницей, увлеченной историей и культурой греческого народа, уносят нас к подножью Олимпа, на побережье Понта Эвксинского, к Святой Горе Афон.

Греция в работах Нины начинается с мифов и легенд. В серии офортов «Критский бык» перед зрителем предстает сотканный из детских впечатлений образ мифического животного. Любимец царя Миноса, взирающий на мир спокойным взглядом, в следующем офорте превращается в бешенное животное, на которое наслал безумие сам бог моря Посейдон. В третьем офорте запечатлена победа Геракла над Критским быком, в честь которой были учреждены Олимпийские игры.

Еще одна серия офортов, представленных на выставке, посвящена двум знаменательным событиям – тысячелетию русского монашества на Святой горе Афон и Перекрестному году культур Греции и России. Центр триптиха – офорт «Святая Гора Афон», по обеим сторонам от которого расположены Симоно-Кананитский монастырь в Абхазии и Свято-Успенский монастырь на горе Машук. Тема исторического и духовного единства двух православных государств – Греции и России проходит красной нитью через все три работы. О роли Афона в развитии духовных связей России и Греции говорится в статье художницы «Святая Гора Афон», опубликованной в сборнике материалов II Международной научно-практической конференции эллинистов, проходившей в Кубанском Государственном Университете в 2016 году.

В работах на тему исторической родины, отчетливо прослеживается авторская мысль о силе эллинистического мироощущения, присутствовавшего на протяжении всей истории существования Греции – и в период расцвета, и во времена упадка и угнетения. В натюрмортах «Связь времен» рядом с античными статуями и амфорой автор располагает понтийскую лиру, инструмент, который сегодня называют голосом души понтийского народа. В каждом движении смычка по его струнам слышна многовековая история понтийских греков, сплетенная из горя и радости. В серии мужских и женских портретов в национальных понтийских костюмах, совершенно разных по характеру и темпераменту, отчетливо прослеживается одна характерная черта для всех – свободолюбие и независимость. Страсть к свободе читается в осанке, в каждом взгляде и повороте головы, она объединяет всю серию в единое целое.

Центральное место в экспозиции, посвященной теме истории и культуры греческой ойкумены, занимает живописная композиция «Понтийская свадьба». Идея преемственности культуры древней Эллады далеко за ее территориальными пределами нашла выражение в символах, всплывающих отдельными эпизодами по всему полотну. Доминирующие архитектурные образы – византийский православный Храм, у стен которого стоит священник, готовый благословить союз молодых, и Акрополь со статуей Афины- богини мудрости, справедливости и победоносной войны. Православный Храм расположенный практически в одной плоскости с фигурами главных героев, представлен как символ христианской религии и неотъемлемой части жизни и культуры греков. Акрополь, изображенный парящим в небесной дали, является напоминанием о величии Эллады, прямыми наследниками которой считали себя греки Византии и Понта. Горизонтальные полосы колонн архитектурного ансамбля отражаются в водах Гостеприимного Черного моря и равномерно растекаясь, создают намеки на изображение современного государственного флага Греции. Символы античного наследия расположены по всему периметру работы. Это изящные амфоры и краснофигурные блюда архаического периода с античными профилями; легендарный корабль аргонавтов, проложивших путь к берегам Черного моря; мифический персонаж, взирающий сквозь века с философским спокойствием на происходящее пиршество и тихонько попивающий вино, разбавленное струей прохладной воды из парящего в воздухе кувшина. Вот такой видит Нина свадьбу времен расцвета Византийской империи – большим праздником под названием «Хара», что в переводе с понтийского означает «свадьба» и «радость».

Для Нины Иоанниди культурная история греческой ойкумены – неиссякаемый источник для реализации творческих планов; ключ, открывающий возможность создания своего неповторимого почерка; ось, на которой вращается ее собственный мир искусства.