В середине февраля 2023 года завершились съемки короткометражного фильма Марии Дибижевой «Обряд», премьера которого состоится в Европе.

⁃ О чем ваше кино?

⁃ Я определила для себя, что это экзистенциальная притча об «изгнанных из Рая». Очень трудно говорить более подробно о сюжете фильма, хронометраж которого не превышает 10 минут. Всё увидите сами.

⁃ Вы сами написали сценарий или это адаптация уже известного материала?

⁃ Я написала сценарий под названием «Обряд», будучи студенткой второго курса режиссерского факультета КГИКа (Краснодарского государственного института культуры*). Сюжет разворачивался в наши дни и в нем было гораздо больше действующих лиц. Я подавала этот материал на всевозможные питчинги под другим названием («Сестры»), дабы не спугнуть продюсеров, но положительных ответов так и не получила.

⁃ Что могло отпугнуть продюсеров?

⁃ Как минимум жанр. Я предпочитаю артхаус, психологические драмы. Такое кино редко продается. Его создают для кинофестивалей и зрителей, имеющих опыт просмотра подобных картин.

⁃ Предыдущий проект тоже был в жанре артхаус?

⁃ Да, в феврале прошлого года завершились съемки моего короткого метра «Ловец снов», и если бы я взялась за «Обряд» в той в форме, в какой он существовал изначально, то это была бы аллюзией к «Ловцу снов», и трактовалась бы зрителем как «не закрытый гештальт».

⁃ Неужели настолько схожий сюжет с предыдущим фильмом?

⁃ Нет, скорее тема взаимоотношений внутри семьи могла бы поставить зрителя в тупик. Зачем говорить об одном и том же? Жизнь имеет множество граней, мое кино тоже…

⁃ Расскажите о съемочной группе? Как удалось собрать профи?

⁃ На самом деле не всё шло гладко. На КМВ нет своего кинопродакшена и, тем более, киношколы. Найти людей, которые не скатились бы в ремесло или просто коммерцию — трудно. На «Ловце снов» у меня была очень сильная команда, пожалуй, они в топе на КМВ. У них было необходимое съемочное оборудование, понимание процесса и весомый багаж знаний и насмотренности. Изначально, я предложила им взяться за реализацию «Обряда», но в какой-то момент передумала…

⁃ Что же случилось?

⁃ Возможно, человеческий фактор сыграл решающую роль… Я торопливо берусь за новые проекты, пока горит душа и есть вдохновение. Если бы мне предложили замедлиться и подготовиться более основательно, пройдя все круги кинематографического Ада в ожидании субсидий от государства, одобрительных кивков от продюсеров и прочего — я бы быстро перегорела и так бы не довела начатое до конца. Предыдущая команда , напротив, подходит ко всему более основательно, слишком рационально с явными нотками скептицизма. Это и стало камнем преткновения, но я очень благодарна им…

⁃ Вам показалось, что они сомневаются в вашем проекте?

⁃ Да. И если бы я допустила бы их до проекта, то от моей уверенности в себе и в материале, не осталось бы и следа. Для режиссера очень важно развивать интуицию. Он — капитан корабля и должен вести корабль в открытое море на поиски сокровищ. Как правило, тех кто сомневаются в капитане — кидают за борт. В жизни примерно также.

⁃ Как вы за короткий срок собрали новую команду?

⁃ На удивление быстро. Мне как будто сразу открылись кандидатуры, с которыми я не работала раньше, но когда-то обсуждала возможность сотрудничества. Так я вышла на оператора Артема Гулаксизова. Я активно наблюдала за его творчеством, но не представляла наш тандем в реальности. Он очень позитивный человек, невероятно харизматичный. На его фоне я была бы букой, но его отношение к окружающим и к самому процессу меня поразил, разумеется, в хорошем смысле этого слова. Он умеет слышать режиссера, не навязывая своего мнения, проявляет максимальную вовлеченность в процесс, не думая о личной выгоде. Самые сложные сцены в «Обряде» он снимал, проявляя максимальную тактичность к актерам, и где это было уместно, разряжал обстановку шутками. С ним было очень комфортно работать. У меня было два ассистента на площадке Георгий Шарафян (мой ученик и начинающий режиссер) и Ольга Танова (талантливый фотограф и близкая подруга) — они поддержали меня не задумываясь и до съемок проявили настойчивость и терпение с поиском всего необходимого для кинопроцесса.

⁃ Это вся команда?

⁃ С нами на площадке было еще два взрослых ассистента, один из них мой отец. Так получилось, что уже во втором проекте, мой отец (Константин Дибижев) активно наблюдал за процессом и помогал с логистикой. Вместе с ним я отсматривала локации для съемок «Обряда».

⁃ Кто еще остался за кадром?

⁃ Остался за кадром наш композитор Дамир Мухамедьяров (из Оренбурга), известный под псевдонимом iday. Он пишет музыку к нашему фильму в стиле неоклассика. С ним я знакома еще со студенчества. Его музыка звучала буквально в каждой моей работе. За кадром остался наш продюсер Христофор Пантелеевич Эльбяков. Я не ожидала, что он так быстро откликнется на мое предложение поддержать финансово наш проект. Все-таки кино мы делаем не для массового проката. Он внимательно ознакомился с материалом и наблюдал за процессом дистанционно. Огромная ему благодарность от всей нашей группы.

⁃ А теперь к главному: кто сыграл у вас в фильме?

⁃ Главные роли исполнили: Янис Политов (дружба с которым началась много-много лет назад) и Милана Агузарова (сотрудничество с которой переросло в настоящую дружбу). В первую очередь я нашла Милану. В голове крутился лишь один вопрос, где можно в крае или за его пределами найти подходящую актрису — одухотворенную и неземную как Богородица. Я вспомнила фильм Киры Коваленко «Разжимая кулаки», где Милана как раз дебютировала. После этого нашла ее в соцсетях и удивилась как быстро она приняла запрос. Это был шанс. Я изложила лишь свое намерение снять фильм и за пару дней переписала сценарий под нее. Кандидатуру Яниса я отметала до последнего. По сценарию у меня был юноша. Янис выглядел старше, но я ни капли не жалею что остановила выбор на нем. У него потрясающий типаж. Он — настоящий Пилигрим, именно этот образ роднил Яниса с моей историей. В эпизоде у меня сыграл маленький Актер — Яромир Бабенко. Он является учеником продюсерского центра «Хрустальный ИсточникЪ», воспитанником Эвклида Кюрдзидиса (заслуженного артиста РФ). Яромир отлично держался в кадре. У него большой потенциал. Надеюсь, он посвятит себя искусству.

⁃ С какими трудностями столкнулись актеры и группа?

⁃ Самая большая трудность, как оказалось на практике, вставать в 5 утра и раньше, чтобы успеть начать съемку с восходом солнца. Далее мы столкнулись с погодными условиями. Если в прошлом проекте мы снимали пару сцен на натуре, а все остальное в интерьере, то «Обряд» снимался исключительно на натуре, в -16

⁃ Как отреагировали актеры?

⁃ Погода — это лишь цветочки в этой увлекательной истории под названием «Обряд». Я как документалист (в прошлом) за документальный подход в работе над материалом даже в игровом кино. Мы не делали актерам грим, только фактурили. Они носили тонкий костюм и обувь, соответствующие эпохе. Не говоря уже о сценах, где актрисе надо было съесть сырое баранье сердце, а в другой сцене скатиться с высокого холма без страховки, Но и с этими задачами наши актеры справились блистательно.

⁃ Что дальше?

⁃ Дальше попробуем отправить фильм на кинофестивали и ближе к лету сделать премьеру в Ессентуках.

⁃ Когда ждать полный метр?

⁃ Это моя цель. Мне кажется, что я уже созрела для полного метра и достаточно набила руку на короткометражках. Закончу писать сценарий и будем запускать.

⁃ Ваши пожелания нашим читателям

⁃ Не пропустите выход короткого метра «Обряд» и, если глобально, обратите внимание на кино, которое не показывают в кинотеатрах в прикуску с попкорном. В нем больше глубины, а значит и силы.